МОО "Федерация женщин с университетским образованием"
Грант Президента 2016
Опросный лист для анкетирования студенток-участниц исследования по проекту «Общественная экспертиза обеспечения доступности высшего образования для представительниц разных этнических групп в регионах России» PDF Печать E-mail
02.11.2016 09:28

Уважаемый респондент!

 

Межрегиональная общественная организация «Федерация женщин с университетским образованием» проводит социологическое исследование в целях изучения проблем доступности высшего образования. Обратите внимание на то, что исследование анонимное, все полученные данные будут использоваться только в обобщенном виде.Заранее благодарим Вас за сотрудничество!

 1. В какой стране, на Ваш взгляд, дается более качественное образование (оцените по 10 – балльной шкале, где 10 – самая высокая оценка, 1 – самая низкая оценка)

Страна

Балл (от 1 до 10)

Россия

 

США

 

Германия

 

Финляндия

 

Китай

 

Австралия

 

Индия

 

Франция

 

Канада

 

Великобритания

 

 2.     На Ваш взгляд, в каких перечисленных странах образование более доступно (проще поступить, учиться, приемлемо по бюджету и т.д.)? Оцените, пожалуйста, по 10–балльной шкале, где 10 – самое доступное образование, 1 – самое недоступное

Страна

Балл (от 1 до 10)

Россия

 

США

 

Германия

 

Финляндия

 

Китай

 

Австралия

 

Индия

 

Франция

 

Канада

 

Великобритания

 


3.    
Оцените, насколько, на Ваш взгляд, доступно высшее образование в России на примере вуза, в котором Вы обучаетесь. Для оценки используется десятибалльная шкала. Выделите во втором столбце тот балл, который, по Вашему мнению, соответствует реальному состоянию оцениваемой характеристики. Цифра 1 соответствует полному согласию с высказыванием в первом столбце, цифра 10 полному согласию с высказыванием в третьем столбце. Все остальные - промежуточные варианты

1. Существует реальная возможность поступить на бюджетное место (бесплатно обучаться в высшем учебном заведении)

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Отсутствие возможности поступления на бюджетное место (бесплатного получения высшего образования)

2. Существует реальная возможность получения гранта, стипендии на период обучения (для покрытия затрат, связанных с получением высшего образования (обучением в вузе))

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Отсутствие возможности получения гранта, стипендии на период обучения

3.Существует реальная возможность получения кредита на период обучения (для покрытия затрат, связанных с получением высшего образования (обучением в вузе))

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Отсутствует возможность получения кредита на период обучения (для покрытия затрат, связанных с получением высшего образования (обучением в вузе))

4. Размер платы за обучение позволяет воспользоваться правом на образование всем абитуриентам

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Высокий размер платы за обучение, высшее образование доступно только обеспеченным абитуриентам

5.Существует возможность получения общежития для иностранных студентов

 

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Отсутствие возможности получения общежития для иностранных студентов

6. Информация о вузе и условиях поступления полностью открыта и доступна

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Информация о вузе и условиях поступления недоступна в открытых источниках

7. При поступлении существует честная конкуренция, при отборе абитуриентов преимущества получают наиболее способные абитуриенты

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Учебные места в университетах распределяются несправедливо

8. В моем вузе существует эффективная система адаптации студентов - первокурсников

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

В вузе отсутствует система адаптации студентов-первокурсников, студенты не получают поддержки, предоставлены «сами себе»

9. Существует реальная возможность получать знания, соответствующие лучшим мировым стандартам

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Знания, получаемые в процессе обучения в вузе, отстают от лучших мировых стандартов

10. Мой уровень знания русского языка достаточен для понимания и усвоения учебного материала

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Мое знание русского языка недостаточно для понимания и усвоения учебного материала, я ощущаю языковой барьер

11. Среда общения в вузе комфортна для всех независимо от национальности

10-9-8-7-6-5-4-3-2-1

Не все национальности комфортно чувствуют себя в вузе


 
4. Что стало определяющим фактором при выборе вуза, в котором Вы учитесь? (выберите не более 2 вариантов ответа)

1. Доступная плата за обучение

2. Нахождение вуза в России

3. Престиж, известность вуза

4. Низкие требования при поступлении (низкий проходной балл, отсутствие высокой конкуренции, конкурса)

5. Интернациональный состав студентов

6. Сильный преподавательский состав

7. Высокий уровень подготовки в вузе по избранной специальности

8. Наличие общежития

9. Потому что здесь учатся мои знакомые, друзья

10. Другое ____________________________________________ (напишите свой вариант ответа)

 5. Как Вы думаете, что мешает абитуриентам при поступлении в российские вузы? (выберите не больше 2 вариантов ответа)

1. Отсутствие или ограниченность информации о вузе и специальностях

2. Высокая стоимость обучения

3. Отдаленность от постоянного места проживания

4. Трудность либо невозможность поступления на бюджетные места

5. Другое (укажите что именно)_________________________________

6. Какие эмоции Вы испытывали при поступлении в вуз?

1. В целом позитивные

2. Скорее негативные

3. Нейтральные

4. Затрудняюсь ответить

7. Что из ниже перечисленного наиболее подходит для характеристики Вашего эмоционального состояния в первый год обучения в вузе? (выберите не более 3 вариантов ответа)

1. Страх

2. Радость

3. Ощущение несправедливости

4. Уверенность в себе

5 Обида

6. Оптимизм

7. Спокойствие, стабильность

8. Жажда знаний

9. Досада, разочарование

11. Подъем сил, жизненной энергии

12. Апатия, безразличие

13.Жажда знаний и желание развиваться

14. Пессимизм

15. ДРУГОЕ (укажите, что именно)_________________________________

8. Кто в вузе оказывает Вам поддержку больше всего в процессе обучения?

1. Сотрудники администрации, деканата и других структурных подразделений вуза

2. Преподаватели

3. Земляки

4. Студенты курса и группы

5. Студенты из других стран

6. Соседи по общежитию

7. Никто не оказывал

8. Затрудняюсь ответить. 

9. Какой должна быть, на Ваш взгляд, помощь студенту для лучшей адаптации в вузе? (чтобы он чувствовал себя уверенно в стенах университета, знал к кому обратиться за помощью и т.п.):

1. Консультации психолога

2. Тьюторинг (наставничество со стороны вуза в организационных вопросах: к кому обратиться, оповещение о времени и месте собраний, помощь в университетской жизни и т.д.);

3. Академическое консультирование (сотрудник вуза, готовый оказывать поддержку в области учебы, прохождения практики);

4. Волонтерская помощь (общение со студентами старших курсов, готовых поделиться опытом, показать вуз, посоветовать как действовать в той или иной ситуации)

5. ДРУГОЕ (укажите, что именно)_________________________________

 

10. В каждой из предложенных пар выберите вариант ответа наиболее соответствующий Вашему мнению:

 

Пара 1:

1. Вузы всегда выделяют места для особых групп граждан (для лиц с ограниченными возможностями)

2. Вузы редко заботятся о доступности получения высшего образования для особых групп населения (лиц с ограниченными возможностями)

Пара 2:

1. Администрация моего вуза с вниманием относится к процессу адаптации многонациональных студенческих групп  при поступлении

2. Администрация моего вуза не обращает внимание на связи в студенческом коллективе 

Пара 3:

1. Если мои права ущемляют студенты вуза, в котором я учусь, я знаю к кому я могу обратиться. Эти люди займутся моей проблемой

2. Если я студент и у меня есть проблемы с другими студентами, задевающими моё достоинство, я не знаю куда я могу обратиться в ВУЗе. Мне придётся искать помощь за пределами ВУЗа 

Пара 4:

1. Для людей со специальными возможностями в вузах есть оборудование, которое им необходимо для обучения

2. Для людей со специальными возможностями нет удобств для комфортного обучения 

11.  Пожалуйста, оцените следующую ситуацию, выбрав один вариант ответа.

Вуз при наборе студентов выделил специальные места для представителей коренных народов Севера (или других целевых категорий абитуриентов), сократив тем самым бюджетные места для тех, кто поступает на конкурсной основе – это:

1. Справедливо

2. Скорее справедливо, чем несправедливо

3. Скорее несправедливо, чем справедливо

4. Несправедливо

5. ДРУГОЕ (укажите что именно)______________________________________

 

12. При поступлении в университет и дальнейшем обучении, сталкивались ли Вы лично или являлись наблюдателем проблемы дискриминации по какому-либо из следующих признаков:

 

Признаки

Варианты ответа

Гендерному

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Этническому

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Религиозному

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Профессиональному

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

Сексуальному

Да

Нет

Затрудняюсь ответить 


13. На Ваш взгляд, атмосферу в вузе, в котором Вы учитесь, можно считать достаточно терпимой по отношению к национальностям, иным религиям и т.д.

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить 

14. Находите ли Вы преимущества в многонациональной студенческой группе?

1. Да, многонациональная группа обогащает мою культуру и делает меня терпимым

2. Нет, преимуществ не вижу

3. Затрудняюсь ответить 

15. Чувствуете ли Вы себя неуютно в обществе представителей другой национальности?

1. Скорее да, чем нет

2. Скорее нет, чем да

3. Затрудняюсь ответить

16. Смущают ли Вас стереотипы, которые складываются вокруг Вашей национальности

1. Да, смущают, мне не все равно, что думают о моей национальности и других представителях моей национальности

2. Нет, не смущают, я равнодушен к тому, что думают о моей национальности

3. Затрудняюсь ответить

17. Что, на Ваш взгляд, больше всего препятствует хорошей адаптации студентов разных национальностей в вузе? Отметьте не более двух вариантов ответа

1. Отсутствие эффективной системы обучения русскому языку

2. Отсутствие системы обучения на англ.языке

3. Отсутствие специальных мероприятий, направленных на сплочение студентов

4. Неэффективные меры, направленные на развитие дружественных отношений между студентами разных национальностей

5. Преподаватели не проводят различий в способе обучения студентов, в разной степени владеющих русским языком

6. Администрация вуза не работает специальным образом со студентами этнического меньшинства

7. Другое (напишите, что именно) ____________________________________________ 

18. Бывает ли у Вас чувство, что Вы более ограничены в получении услуг вуза, чем студенты других национальностей?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить 

19. В чем, по Вашему мнению, Вы более ограничены в вузе, чем студенты других национальностей?

1. Вам не хотят помогать

2. Вы не можете объяснить по-русски свои проблемы и просьбы

3. К Вам относятся более строго (предвзято), чем к представителям других национальностей

4. Нет информации, куда можно обратиться за помощью по конкретной проблеме

5. Другое (напишите, что именно) _______________________________________________ 

20. Если у Вас есть какие-либо стереотипы по отношению к другим национальностям, то, на Ваш взгляд, в чем это выражается?

1. В том, как Вы воспринимаете культуру и поведение представителя другой национальности

2. В языковых различиях

3. В разных представлениях о манере одеваться в общественных местах

4. В религиозных традициях

5. Другое (напишите, что именно) _______________________________________________ 

21. Проявляются ли стереотипы по отношению к других национальностям в Вашем вузе или студенческой группе?

1. Да

2. Нет

3. Затрудняюсь ответить

 

22. Если стереотипы к другим национальностям ощутимы в Вашем вузе или студенческой группе, то в чем они проявляются? Напишите

 

 

 

И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ О ВАС

 

23. Укажите Ваш пол

1. мужской

2. женский

24. Ваш возраст__________ (полных лет)

25. К какой национальности, этнической группе вы себя относите?

26. Гражданином какой страны Вы являетесь? 

27. ВАШ РОДНОЙ ГОРОД 

28. В КАКОМ ГОРОДЕ РОССИИ ВЫ В ДАННЫЙ МОМЕНТ УЧИТЕСЬ

29. В каком учебном заведении Вы сейчас обучаетесь

30. На каком курсе Вы учитесь в настоящий момент?

31. На каком уровне подготовки Вы в настоящий момент обучаетесь?

1. Бакалавриат

2. Магистратура

3. Аспирантура

4. Другое (укажите, что именно) 

32. Укажите направление подготовки (специальность), по которому Вы сейчас обучаетесь 

33. Оплачиваете ли Вы учебу в вузе лично, не привлекая целевые средства, средства гранта и т.д.?

1. Учусь на бюджетном месте (бесплатно)

2. Самостоятельно (с помощью родителей, родственников) плачу полную стоимость обучения в ВУЗе

3. Мне выделен грант на обучение

4. Обучение оплачивает правительство моей страны (или конкретная компания)

5. Другое (укажите, что именно) 

34. Если Вы родились не в России, сколько полных лет Вы живете в России? ____________ (например, 4 года)

35. Работаете ли Вы наряду с обучением в вузе?

1. ДА

2. НЕТ

36. Если Вы работаете, то укажите условия Вашей занятости по месту работы:

1. ЧАСТИЧНАЯ

2. ПОЛНАЯ

37. Если Вы работаете, то почему решили совмещать учебу с работой? 

1. Не хватает средств, которые выделяют родители, родственники

2. Чтобы самостоятельно оплачивать обучение

3. Приобрести практические навыки для своей будущей специальности

4. Попробовать себя в новой деятельности

5. Хочу самореализоваться

6. ДРУГОЕ (укажите, что именно)__________

38. Каковы Ваши последующие планы на период после окончания вуза (ТОЛЬКО ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ)?

1. Вернуться в страну, в которой проживал (а) до поступления в вуз

2. Уехать в другую страну для продолжения учебы

3. Уехать в другую страну с целью устроиться на работу

4. Остаться в России для продолжения учебы

5. Остаться в России на постоянное место жительства

6. Пока не определился (-лась)

7. Затрудняюсь ответить

39. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, К КАКОМУ УРОВНЮ ДОСТАТКА ОТНОСИТСЯ ВАША СЕМЬЯ?

1. Обеспеченная семья

2. Семья со средним уровнем дохода

3. Семья, испытывающая финансовые трудности

4. Затрудняюсь ответить

40. Укажите Ваше семейное положение

1. Женат (замужем)

2. Не женат (не замужем)

41. Есть ли у Вас дети

1. Да

2. Нет

42. Укажите исповедуемую Вами религию

1. Буддизм

2. Иудаизм

3. Ислам

4. Католицизм

5. Протестантизм

6. Православие

7. Другие религиозные направления и течения (назвать) _____________________________

43. Оцените, пожалуйста, свой уровень владения русским языком:

1. Владею свободно устной и письменной речью, непринужденно могу разговаривать с русскоязычным населением 

2. Читаю и изъясняюсь со словарем или разговорником

3. Мне трудно воспринимать устную речь, письменной речью не владею

4. Другое __________________________

44. Какими иностранными языками Вы владеете

45. Оцените, пожалуйста, свой уровень владения иностранными языками

1. Владею свободно устной и письменной речью, непринужденно могу разговаривать на иностранном языке

2. Читаю и изъясняюсь со словарем или разговорником

3. Мне трудно воспринимать устную речь, письменной речью не владею

4. Другое ___________________________

46. Дайте, пожалуйста, 2 рекомендации администрации вуза относительно того, как улучшить работу со студентами разных национальностей, чтобы им легче было учиться

1. _______________________________

2. _______________________________

*При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 No 68-рп и на основании конкурса, проведенного Союзом женщин России.



Обновлено 03.05.2017 12:22